Качество обучения вождению автомобиля в российских автошколах принято считать не слишком высоким и приводить в пример зарубежные учебные центры. Конечно, техническое оснащение учебного процесса у нас, действительно, уступает западному. Далеко не каждая российская автошкола имеет тренажеры и компьютерные симуляторы. Только вводятся в практику видеооборудование учебных машин. А оно ведь необходимо не только для обеспечения дополнительных мер безопасности во время практических занятий. Видеозаписи могут сослужить добрую службу при «разборе полетов», анализе ошибок, совершаемых курсантом. Автопарк с набором автопромовских моделей машин отстает от требований сегодняшнего дня, ведь все больше и больше россиян садятся за руль иномарок с автоматической коробкой передач, соответственно, и обучаться хотят на машинах подобного класса. Оснащение российских автодромов тоже пока отдает кустарщиной. Разметка полустертой краской по битому асфальту, подпертые камешками вешки, конечно, не идут ни в какое сравнение с полностью автоматизированными, снабженными электронными датчиками и компьютерным контролем автодромами западного мира. Такие площадки только-только начинают появляться в управлениях ГИБДД крупных городов России. И все же хочется сказать несколько слов в защиту нашей системы обучения. Начнем с количества часов, отведенных на теоретическую и практическую подготовку. Российские автошколы отводят не менее 200 часов на изучение правил дорожного движения и устройство автомобиля. Этого вполне достаточно, чтобы не просто разжевать каждый пункт правил, но и выучить значение дорожных знаков, разметки, разобраться с логикой движения на дорогах. 50 часов на вождение, включая занятия на автодроме – это не так уж и много. Нельзя ожидать от водителя большого мастерства с таким «налетом» часов, но при наличии опытного автоинструктора в Уфе, например, этого вполне достаточно, чтобы с первого раза сдать экзамен в ГИБДД. Сравним теперь наши стандарты с зарубежными. Французов не заставляют набирать определенное количество учебных часов. Там достаточно за один час показать все свои навыки и умения, и по их итогам водителя допускают или не допускают к экзаменам. Японскому и канадскому курсантам выделяют всего 10 часов на вождение и сразу на дорогах с интенсивным движением, добавляя 25 часов теории. В Англии и Германии цикл обучения вождению составляет 25 часов. В США, как и в России, курсанты проводят за рулем не менее 50 часов, в том числе 10 часов на дорогах повышенной сложности. Ближе всего к российской системе обучения стоит китайская (часов чуть больше, однако качество или такое же или чуть слабее). Сильно отстает от мировых стандартов Индия, в которой частный инструктор или автошкола доступны только элите. Остальные обучаются крутить баранки своих авто у родственников и знакомых. Из вышеприведенных примеров можно сделать вывод, что российская система обучения автовождению автомобиля одна из самых прогрессивных, а опыт преподавательского состава зачастую компенсирует техническое несовершенство материальной базы.
Татьяна Грибова, Краснодар — по материалам сайта www.AVTOclass.ru